Отчет Олега Иванченко о восхождении на Аконкагуа в январе, 2020 года

Комментариев: 0

Автор: Юлия Аргунова

Программа: Восхождение на Аконкагуа

В январе 2020 года компания ExtremeGuide проводила экспедицию на высшую точку Южной Америки, Аргентины – г. Аконкагуа, 6962 м. Аконкагуа является самой высокой вершиной в Мире за пределами Азии. Гора входит в список проекта “Семь Вершин”.

Есть несколько версий названия горы. Оно могло прийти из языка кечуа – Ackon Cahuak (Каменный страж, или Страж Камня), или Anco Cahuac (Белый страж) или Aqun qhawaq (Смотрящая на (свои) пески). Также, существует мнение, что вершина обязана названием выражениям Janq’u Q’awa на языке аймара (Белый ручей), или Kon-Kawa (Снежная гора), так называют гору индейцы аймара, проживающие на территории Мендосы.

Первое успешное восхождение на гору совершил швейцарец  Маттиас Цурбригген, 14 января 1897 года.

Ежегодно попытку восхождения делает около 5000-6000 человек и с каждым годом количество желающих растет. К международному сообществу альпинистов присоединились и мы. Несмотря на реноме самого доступного 7000-ка (без 40 метров), Аконкагуа не самая простая гора, официальная статистика говорит о том, что в среднем вершины достигает 25-30% восходителей. Как оказывается доступность горы очень мнимая, и ежедневно с БЛ и верхних лагерей на вертолете увозят десяток больных с различными обострениями хронических заболеваний или проявлением горной болезни.

Кратко хочу посвятить в особенности экспедиции и к чему нужно быть готовым.

Старт экспедиции пришелся как раз после НГ (когда еда и алкоголь становятся национальным видом спорта в странах СНГ), 12 января. Поэтому для некоторых из нас одно из целей поездки стало похудеть на пару килограмм. Как потом оказалось, кто-то сбросил целых 8 кг. Всего нас было 6 человек. Я, Оля, Маша, Рома, Дима и Иван. Все приехали с разным опытом восхождений, походов и набором предыдущих тренировок. Соответственно, как всегда, не в схоженных группах подготовка разная и мы адаптировались под самого слабого. Но на разных этапах восхождения слабые у нас постоянно менялись :).

Начало экспедиции, сбор группы в чудесном городе Мендоса. Небольшой аргентинский город на границе с Чили, находится в предгорье. Город красивый, очень зеленый, а центр города чем-то похож на старую Одессу. Ритм здесь не спешный, сиеста с 14:00 – 15:00, люди ведут ночную жизнь. Сюда приезжают много туристов из других регионов Аргентины, Чили и Латинской Америки, так как Мендоса и прилегающие земли считаются центром виноделия в Южной Америке и самые вкусные стейки и аргентинского мраморного мяса готовят именно здесь. Альпинистов в общей массе здесь гораздо меньше.

Второй день поездки мы были заняты процедурой получения пермита, закупкой еды. Для получения пермита в принимающей компании можно заранее заполнить анкету. С этой анкетой и чеком на оплату вы идете в офис национального парка Аконкагуа. Во второй половине дня мы переехали в Лос Пенитентес, 2750 м, где отдали сразу весь наш груз, включая баулы с личными вещами на мулов. Такое правило, так как мулы уходят наверх очень рано. Сами остались ночевать в одном из апарт-отелей, которых тут много (зимой тут что-то типа лыжного курорта).

Подъем к базовому лагерю на поляне Мулаз (Plaza Mulas, 4300 м) занимает 3 дня, с остановкой в промежуточном лагере Конфлюенция 3400 м.

В начале трека стоит чек-поинт национального парка Аконкагуа, где проверяют пермиты, выдают пакеты для мусора. По приходу в лагерь нужно делать отметки в пермите, регулярно проходить медосмотр (общее состояние, пульс, давление и кислород в крови). При плохих показателях доктор может порекомендовать продолжить акклиматизацию на предыдущей высоте или даже срочно эвакуироваться вниз.

Переход от ворот лагеря до чек-поинта занимает 2,5 -3 часа и по расстоянию занимает 9 км. Старт с высоты 2950 м. На этих высотах очень яркое солнце и очень жарко. Очень важно защитить себя от солнца, хорошо намазаться кремом или надеть рубашку с длинным рукавом. Чего не сделали мы и сгорели по плечи в первый же день :).

Четвертый день мы посвятили акклиматизации и знакомству с шикарной видовой стороной горы – Южная Стена Аконкагуа. Крутая ледовая стена. Тут проложен десяток интересных альпинистских маршрутов, в том числе и Р. Меснером. Но они сложные для обычного туриста, поэтому мы пойдем другим путем.

Самая яркая и пожалуй самая сложная часть  акклиматизации в моральном плане – переход от Конфлюенции до Плаза Мулас. Занимает 7-9 часов, около 21 км по безжизненной каменистой пустыне. Правда нам повезло в верхней части тропы мы издалека увидели одинокое Гуанако (родственник альпак и лам). Всего переход у нас занял около 7,5 часов. Очень устали.

Базовый лагерь находится на высоте 4300 м. Он удобно расположен в защищенном месте. Вместимость лагеря гораздо больше чем Конфлюенции и связано это с тем, что люди проводят тут больше чем 2 ночи, в среднем 6-8. Тут работают около 5 основных местных компаний, которые занимаются приемом и организацией сервиса для иностранных туристов. Наш лагерь компания AMG. В лагере есть душ, платный wifi, лаундж зона, место для барбекю, туалет, умывальники, питьевая вода. На поляне есть даже два бара-кафе, где можно заказать себе еду и картинная галерея.

Дальше акклиматизация у нас была построена на чередовании радиальных выходов на 5000, дальнейших ночевок на новой высоте (лагерь Канада, 5050 м), радиальный выход на 6000 (до лагеря Колера).

На каждом этапе мы проверяли кислород, пульс/давление у врача, без этих проверок наверх идти не разрешено. К тому же выдают отдельный пакет для отходов жизнедеятельности (для туалета). Который на спуске с горы нужно сдать “наполненным”. Если пакет пустой, то могут оштрафовать. В нашей группе один ходил мало, один вообще не ходил в туалет пока мы были на восхождении, так чудом отмазались.

Из-за очень теплого климата, наличия комфортных лагерей, возникает мнимая доступность горы, многие переоценивают свои возможности + реклама туроператоров, которые говорят, что Аконкагуа доступна для всех. Конечно она проще чем пик Ленина и любой другой 7000-к в Азии. Практически весь подъем на гору идет по каменистой тропе, иногда сыпуха. Снега на маршруте в январе – феврале почти нет. Возможно уже перед вершиной нужно будет надевать кошки. В этом году мы их даже не надевали (было очень тепло, весь снег растаял).

На Аконкагуа нужно учитывать, что высота и ее действие на организм никто не отменял. К тому же из-за жаркого климата и того, что местность пустынная, тут резкие перепады температур от -10 ночью до + 30 днем в БЛ Плаза Мулас. Проблема всех восходителей – это быстрый набор высот, отсутствие высотных ночевок перед самим восхождением, слабая физическая подготовка и некачественное снаряжение. Чайников на горе очень много, их легко опознать :). Поэтому людей с острой формой горняшки спускают регулярно.

Мы действовали по старинке с набором высот, ночевками в верхнем лагере Канада, спуском и отдыхом перед восхождением. И в целом самое острое проявление в группе было головная боль, без каких-то осложнений. Для переноса палаток, еды и газовых горелок мы брали отдельно портера. Таким образом рюкзаки у нас в среднем весили 9-12 кг (у кого какой комплект вещей).

Перед восхождением мы хорошенько отдохнули и даже выпили красного, Malbec. Наличие мулов позволяет привезти в БЛ все что угодно. Главное сложить все так, чтобы не растряслось, к сожалению лоток яиц в БЛ не доехал)).

На восхождение мы приняли решение взять еще одного гида, чтобы если кому-то будет плохо то была возможность спустить либо просто идти последним с замыкающим.

Подъем в штурмовой лагерь занял у нас два дня. Первая ночевка была в лагере Нидо де Кондорес (гнездо кондора), 5600 м и вторая ночь непосредственно перед штурмом уже в лагере Берлин, 5950 м. Он находится чуть ниже лагеря Колера, но в более защищенном от ветра месте, тут практически нет людей и был снег для топления снега. Воды в верхних лагерях нет, только топленый снег, который мы активно топили перед восхождением. Хотя с водой была проблема глобально. В лагерь Канаду, где мы ночевали на акклиматизации мы занесли воду, когда ходили в радиалку. В Нидо де Кондорес тоже не было снега и мы набирали воду в удаленном ледниковом озере.

Восхождение – это всегда волнительно. Обычно плохо спишь или вообще не спишь. Стандартно выход на гору в 5-6 утра. Подъем на гору занимает в среднем 8-10 часов. Мы запланировали выход пораньше, в 3:30. Причины:

1. не хотелось идти в хороводе и обгонять или пропускать группы;

2. запас времени;

3. безопасность. В этом году из-за того, что в верхней части растаял снег и много камней стали очень подвижны, был риск поймать камень от вверху идущей группы. В итоге наша тактика оказалась верной, мы одни из первых поднялись на гору без толп, нормально спустились, до того как на склоне оказалось много людей.

Мы очень быстро и уверенно поднимались до отметки 6400 м, благодаря нашему аргентинскому гиду Алехандро  мы пошли на гору минуя Колеру, мне так даже показалось быстрее. После 6400 всех резко начала одолевать высота, клонило в сон. А рельеф с каменистой тропы в этом месте менялся на осыпную тропу, которая плавно уходила вверх. Подъем по сыпухе всегда забирает больше сил. Шаг должен быть плавный и короткий. Нет смысла делать длинные и резкие шаги, все равно сползаешь вниз.

Ключевое место на горе – это так называемая пещера, 6650 м. От нее до вершины даже если медленно 3 часа. Поэтому если вы уже дошли до пещеры, то большую половину пути вы уже прошли. В итоге не спеша, с небольшими отставаниями и разрывами мы все вместе, одной командой взошли на Аконкагуа,  6962 м.

Спуск с горы гораздо приятнее, но нужно быть внимательным, особенно в плане камней, чтобы не скинули на вас и не скинули вы. Суммарно спуск – подъем занял у нас 12 часов. Сил и настроя идти вниз у нас не было, поэтому мы остались еще на одну ночь в лагере Берлин.

С погодой на восхождении нам очень повезло. Как оказалось потом. Ночью поднялся сильный ветер, на следующий день порывы ветра в лагере чуть не унесли одну палатку в момент сбора и сбил Олю с ногу на тропе :).

В любом восхождении самое приятное и что греет душу на горе – это спуск в базу, в относительное тепло, комфорт, душ и вкусная еда.

На следующий день нам предстояло преодолеть еще 30 км вниз от плаза Мулас до ворот нацпарка. Серьезный маршбросок после такого изнурительного восхождения. Но мы справились.

Если у вас есть пару дней после горы, то вариантов как потратить время в Мендосе не много или поехать на винодельни или поехать погулять в горы. Нам гор хватило и мы конечно поехали дегустировать вкуснейший Malbec. Заехали сначала на огромный завод, где разливают 15 000 000 бутылок в год и на часную винодельню, расположенную прям в поле с виноградом, где делают всего 20 000 бутылок.

В общем, приезжайте на Аконкагуа, тут очень ярко!