Про Эльбрус и риск

25/09/2021

Комментариев: 0

Автор: admin

Про Эльбрус. Не так давно на Эльбрусе погибло 5 человек (в группе было 19 человек), большая часть группы 12 из 14 выживших сейчас в больнице. Что произошло смогут поведать, только гиды, которые работали с группой на горе, но пока они все в больнице. Судить кого-то не берусь. Все произошло из-за суммы факторов, которые привели к ЧП.

Про личные факапы у гидов говорить публично не принято, но расскажу свой случай, которой при подобном стечении обстоятельств мог бы привести к аварии. Было все на Казбеке этим летом. Мы с Дарией Д. вели ее друзей. Все было хорошо, кроме погоды, которая изменилась прямо в момент нашего приезда и все дни был сильный ветер и осадки. В общем высмотрев маленькое погодное одно мы решили идти.
Так как погодное окно было совсем маленькое, то вышли пораньше. После 14:00 форточка закрывалась и гору на пару дней вообще накрывал фронт. В целом день накануне был более-менее и некоторые группы даже взошли (несмотря на сильный ветер). Вышли где-то в районе 1:00 (обычно выход в 3:00). Двигались не сильно быстро. Местами из-за свежего снега (выпал накануне вечером) теряли тропу. Ближе к плато начал идти мелкий снег, хотя по прогнозу такого не должно было быть. А когда мы подошли к перевалу 4500 м снег усиливался. Но я убеждал себя, что мы в низкой облачности и с восходом солнца тучи должны будут уйти. Видимость на плато была не более 100 м, и к тому моменту начало светать. Нас догнало несколько групп, которые вышли после нас. Стало понятно, что на плато много свежего снега и что, лучше пустить группы вперед, чтобы сделали след. Где-то на 4600 облачность была не такой плотной, иногда гора открывалась полностью.

Мы продолжали двигаться вверх, но постепенно впереди идущие группы увеличивали разрыв между нами и очень скоро ушли сильно вперед. Насте, участнице в группе сильно тяжело, шла рывками. Хотя мы шли двумя связками, всеравно было идти тяжело, часто останавливались. Я понимал, что частые остановки скоро порвут темп всем остальным. Это сильно выматывает, когда двигаешься с остановками каждые 5 метров. Хотя Настя просилась, чтобы мы ее оставили, а сами пошли на вершину.
Настя была в связке со мной и Богданом. В какой-то момент я зафиксировал, что мы поднимаемся уже 8 часов, высота 4700. Идем мы медленно и если, что-то не менять, то на вершину мы придём или очень поздно, или вообще не дойдем. Контрольное время на вершине до 12:00, но учитывая погоду к 11:00. Более поздний подъем чреват сложностями на спуске. Да и вообще, я склоняюсь к тому что любой подъем на Казбек/Эльбрус/Монблан и прочее более 8 часов в одну сторону смещает ваше мероприятие в разряд экстремального. Я был уверен, что нужно спускать Настю с Дашей, как сопровождение, вниз, а остальной группой продолжать идти на вершину. Так же я предложил Даше вариант идти с Настей за нами в ее (Насти) темпе, если они будут не успевать до вершины, то мы на спуске их подберем. В условиях плохой видимости разделение группы тоже было не очень правильно.

К погода стала ухудшаться, и уже ближе к седловине видимость упала ниже 100 м. Шли по следам. По GPS я опередил, что мы где-то под седловиной Казбек. Вышли на ровное, отдохнули и часть ребят оставили рюкзаки и палки. За нами шла связка ребят (зрелый дядя и парень), они на горе впервые, поэтому не хотели отрываться вперед, наш темп им подходил. Даша с Настей шли медленно, но уверенно. В целом погода была рабочая, без сильного ветра и осадков. С уверенностью идем наверх. Выше седла видимость упала до 50 м, но есть следы, к тому же мы встречаем группы, которые идут нам на встречу. К этому моменту мы уже часов 9 на ногах, устали все, но нужно идти. В итоге с небольшим разрывом мы все поднялись за 10 часов на вершину.

Пока мы стояли на горе начался снег. Тропу я помнил, поэтому шли вниз, выверяя направление. Поскольку ниже следов уже не было, а была привязка к скальным воротам, которые идут от седла к вершине. Через какое-то время я ощутил, что мы сильно долго идем вниз. Сверил GPS мы незаметно ушли метров 100 ниже седла в юго-западном направлении, то есть противоположном. Начинаем возвращаться к условной точке седла и тут я понимаю, что следов не видно вообще. В тумане весь микрорельеф, неровности по которым можно читать тропу, сливался в одно белое пятно. Начинаю суетится и бегать по стрелке GPS, которая в общем-то показывает, что мы в районе седла. Но стрелка не покажет точный след. Начинаю казнить себя, что не включил запись трека. В какой-то момент группа понимает, что ситуация не совсем под контролем, мы уже более 10 часов на ногах, некоторые участники вымотались сильно. В отличие от Эльбруса здесь нет никаких вешек, дороги от ратрака, ориентирование в непогоду очень затруднено.

Начинается паника, кто-то уже набирает телефон 112, отправляет прощальные СМС мужу и т.п. Причем все это происходило минут 15-20. Я в какой-то момент тоже потеря самоконтроль и пришлось на паникеров немного покричать и объяснить, что у нас сейчас задача успокоится и найти как можно быстрее след и валить быстро вниз, пока гору совсем не накрыла буря. Уповать на спасателей на высоте 4900 – самый худший вариант.

Лучший способ выжить в экстремальной ситуации это предпринимать действия, которые могут приблизить выход из нее, особенно если это происходит на высоте 5000 м. Но очень важно сохранять “холодный” ум и решения должен принимать кто-то один. Хотя в какой-то момент я подумал, что придется рыть пещеру под седловиной и выжидать непогоду.

Благо у ребят, которые привязались к нам был, тоже навигатор (на котором они писали трек). Поэтому по обратному треку мы вернулись на тропу. Мы ее нашли, но в какой-то момент снова потеряли. Еще мы вспомнили, что ниже седла были рюкзаки и палки. Но в какой-то момент мы подумали, что нам они не так сильно надо и лучше валить вниз. Каким-то чудом мы вышли вновь на тропу на 30 м ниже рюкзаков. От этого места по следам начали спуск вниз к приюту. Погода ухудшилась. У всех были теплые вещи, была вода и немного еды. Мы устали, но задача была идти вниз и как можно быстрее. Оставаться на склоне горы, где видимость 10 м, а любая неровность на снеге из далека казалась либо трещиной, либо гребнем горы, не хотелось. После 4500 м двигаться стало легче: скинули высоту, следы на склоне были более характерные, что упрощало ориентирование. Мы понимали, что по ним мы очень скоро выйдем в зону трещин, а от нее на морену.

Настроение улучшилось. Все живы, здоровы. Но местами все было на грани. На грани между fun & risk. Было бы чуть больше риска, то фан был бы не тот. Да чем больше страдания, тем ярче послевкусие. По факту, что произошло – пришел сильный фронт, гораздо раньше чем об этом говорили прогнозы погоды. При планировании восхождения в горах Кавказа нужно учитывать точность прогноза, анализировать метеограммы. Да можно рассчитывать на маленькую погодную форточку сильной, малой группой, но нужно назначить дед-лайн, когда при любых обстоятельствах группа идет вниз.

В целом для Казбека и Эльбруса в частности в наш день подъема была такая себе ходовая погода, в такую погоду ходят все. Могу предположить, что ребята на Эльбрусе рассчитывали проскочить в такую же форточку и ситуация была сильно подобна с нашей. И они были не единственные, кто был в тот день на горе. Просто видимо где-то задержались и вышли на вершину поздно. Эльбрус находится гораздо ближе к Черному морю, и тут погода меняется в считанные часы. Резкая смена атмосферного давления может прибавить вам +300-400 м по высоте, что усиливает развитие горняшки в разы. Где была та грань, когда нужно было идти вниз или принять решение не выходить вообще на гору?! Можно ли было уменьшить количество жертв на горе?!

Есть три составляющие на которых я строю свой маршрут: безопасность, удовольствие (фан), цель. Что-то можно упустить, но нельзя убрать первый пункт. Задача гида в горах принимать решения, анализировать ситуацию и создавать безопасные условия.

Всем добра и ходите в горы с профессионалами!